Начальная школа 4 класс
Рабочая
программа «Окружающий мир» конкретизирует
содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение
учебных часов по разделам курса.
Логика изложения и
содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального
компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в
программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не
входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного содержания.
Учебный курс «Окружающий мир» носит
личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого,
социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего
обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является
формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной
картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде.
К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств
культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание
патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной
активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин,
подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.
В содержании программы 4 класса в центре внимания находится
Россия – ее природа, история, хозяйство. Россия рассматривается как часть
глобального мира, а ее граждане, - как часть человечества. В теме «Земля и
человечество» учащиеся смотрят на мир глазами астронома, географа, историка,
эколога. Тема «Природа России» знакомит учеников с разнообразием природы
России. В теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной
поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, экономика,
охрана природы края, где живут учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной
истории» формирует у детей представления об основных эпохах в развитии
человека. Тема «Страницы истории Отечества» знакомит четвероклассников с
историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими
историческими личнистями.
УМК обеспечивает существенное развитие
у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих
способностей.
Рабочая программа по русскому языку для
4 классаразработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования, а также авторской программы А.В. Поляковой,
которая обеспечена учебником А.В. Полякова Русский язык. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М. : Просвещение, 2013.
Предмет «Русский язык» занимает особое место среди
предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является
государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа,
средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у
младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого
общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Специфика предмета «Русский язык» заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.
Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения
других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего
процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы
предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную -
ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную -
формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие
практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о
лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и
тексты-повествования небольшого объема;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку,
стремление совершенствовать свою речь.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и, обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.
Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания
а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка.
Курс «Литературное
чтение» способен дать широкую картину
внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить
нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить
себя в слове – в целом повысить общую культуру человека.
Цель курса – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе
формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать
художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа
художественного текста. Задачи
курса:
·
формировать навык беглого, осознанного и
выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного;
·
совершенствовать читательские навыки как основы
глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
·
формировать читательский кругозор и основ
библиографическую культуру, умение
искать и выбирать нужную книгу;
·
знакомить учащихся с основами теории литературы,
способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов
информацию разного вида: от понятийной до эмоционально- образной;
·
формировать на этой основе навыки и простейшие
способы самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и
жанров;
·
учить создавать собственные тексты с
использованием художественных средств;
·
развивать речь учащихся через формирование умений
выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной
и письменной речи и на разных уровнях
самостоятельности и креативности;
·
формировать личность гражданина России, его
нравственное сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение
учениками -читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных
произведениях;