Независимая оценка качества образования
Независимая оценка
качества образования:
сущность, критерии, подходы
Для полноценной и эффективной работы образовательного учреждения
необходима система независимой оценки качества образования, которая даст возможность
проследить динамику развития каждого ребёнка; оценить успешность усвоения обучающимися
федеральных государственных образовательных стандартов, определить перспективы,
направления работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению
качества образования обучающихся.
Независимая оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия
измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной
зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Независимая оценка качества образования – это процедура внешней
оценки, с помощью которой можно производить оценку образовательных программ, образовательных
организаций и образовательных достижений школьников и их динамику, обеспечивающую
качественное образование.
Требования к качеству образования отражены в следующих документах:
·
Указ Президента РФ от 7 мая 2012
г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
(подпункт «к» пункта 1)
·
Федеральный закон от 21 июля 2014
г. № 256-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями
в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»
·
Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
·
Приказ Минобрнауки России от 05
декабря 2014 г. № 1547
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность»
·
Приказ Министерства Финансов РФ
от 22 июля 2015 г. № 116н
"О составе информации о результатах независимой оценки
качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими
организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных
и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
и порядке ее размещения"
Новое в нормативном правовом регулировании
·
Перечень Поручений Президента
Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства от 28 января 2017
г. № Пр-161
принять меры в отношении образовательных организаций, имеющих
наихудшие показатели в региональных рейтингах (пункт 4 "в");
разработать и утвердить систему поощрения руководителей образовательных
организаций, деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие
места в региональных рейтингах (пункт 4 "в");
·
Постановление Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. № 31-СФ
разработать и утвердить систему поощрения руководителей образовательных
организаций, деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие
места в региональных рейтингах (подпункт 9 пункта 5);
разработать и утвердить планы мероприятий, направленных на улучшение
работы образовательных организаций, занимающих низкие места в региональных рейтингах,
обеспечить контроль за их реализацией и организовать информирование населения об
итогах их выполнения (подпункт 7 пункта 5).
Независимая система оценки качества работы ГОУ школы формируется
в целях:
-повышения качества и доступности образовательных услуг, конкурентоспособности
школы;
-обеспечение полной, актуальной, достоверной информации потребителей
о качестве работы;
-оказание содействия населению в выборе школы;
-формирование результатов оценки качества работы школы, и рейтингов
их деятельности;
-стимулирования повышения качества работы школы.
Современные ученые под ключевыми параметрами систем оценивания
качества образования выделяют следующие виды:
1.
Оценивание в классе для
получения информации в помощь совершенствованию преподавания.
2.
Экзамены для наблюдения
динамики прохождения обучающегося через образовательную систему.
3.
Исследования для мониторинга
для предоставления информации об общих уровнях результативности.
Формы
независимой оценки качества образования разнообразны: публичные отчёты, открытая
деятельность, представленная на школьном сайте, рейтинг и мониторинг учебных достижений
обучающихся по предметам, результаты ГИА выпускников, мониторинг уровня социализации
и воспитанности обучающихся, оценка динамики ГОУ.
Результаты
независимой оценки качества образования представлены на сайте МО и науки bus.gov.ru
Вся образовательная
деятельность представляется на вышеуказанных сайтах и оценивается в баллах.
На этапе
введения ФГОС и проведения реформ в системе образования качество рассматривается
как главная характеристика образования, которая отражает его фактическое состояние
и перспективы развития. Оценка качества выступает как система « обратной связи»
и помогает оперативно управлять ею.
Проблема
оценки качества образования обсуждается и меняется в связи с изменениями требований
общества и личности к образованию. Сформировался методический подход к оценке качества,
который воплотил в себя социальный заказ, достижения педагогической науки.
Независимая
оценка качества образования выражает характеристику состояния образования, основанную
на оценку достижений обучающихся и способность удовлетворять потребности личности
и общества. Главным показателем качества выступают достижения и успехи обучающихся
за конкретный промежуток времени.
Способ оценки
качества предусматривает вариативное управление качеством образовательного процесса,
например:
·
применение разноуровневой
системы критериев для сравнения фактических результатов с нормативными требованиями,
·
оценка результатов образовательного
процесса и их возможные причины,
·
представление результатов
оценки в итоговых документах.
Важнейшими принципами
контроля обученности являются:
·
объективность
·
систематичность
·
наглядность
Они и
являются главными компонентами образовательного процесса.
Инструментом
оценки качества образования в школе является мониторинг внутренний и внешний.
Каждый субъект образовательного процесса (учитель, обучающиеся,
родители, администрация и другие) заинтересован в обеспечении качества образования.
При оценке качества
образования необходимо выделить следующие положения:
1.
Оценка качества не должна
сводиться только к тестированию знаний обучающихся, хотя и остается одним из самых
распространенных показателей.
2.
Оценка качества образования
осуществляется комплексно, рассматривая образовательную организацию во всех направлениях
его деятельности.
Независимой
оценки качества образования можно достигнуть, используя следующие элементы:
- установление
стандарта
- использование
индикаторов (измеряемых величин)
- установление
критерия
- сбор
данных и оценка результатов
- принятие
соответствующих мер, оценивание результатов в соответствии со стандартом.
На современном
этапе ведущее место занимает описание критериев оценки качества, которые обеспечивают
сравнение фактических результатов обучения с нормативными требованиями, которые
по любому предмету осуществляются на основе стандарта и программ.
Независимая
оценка качества образования предусматривает создание ряда комплектов контрольно-измерительных
материалов, программ статистической обработки материалов, компьютерную базу данных
специальную подготовку учителей-предметников. Организацию мониторинга по всем курсам.
Такая
независимая оценка качества образования возможна в открытом и демократичном обществе,
каковым и является РФ, где все граждане заинтересованы в получении объективных данных.
При таком подходе российская система оценки качества будет способствовать подъему
отечественного образования.
Подробнее смотрите в следующем видеоролике:
https://youtu.be/LGWBPFceZIw