Деятельность педагога при переходе на дистанционное обучение

01.04.2020

2.1. Действия педагога при переходе на дистанционное обучение

1. Выбрать           способ    проведения   занятий    с    учетом    результатов мониторинга технической готовности к переходу на дистанционное обучение.

2. Сформировать учебный материал.

3. Определить формат взаимодействия с учениками.

4. Определить способ организации обратной связи и контроля.

5. Организовать работу на портале РЭШ или иной рекомендуемой Министерством просвещения образовательной платформе.

6. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления.

2.2. Выбор способа проведения занятий

В зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения дистанционных занятий:

1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и электронных носителях), при которых достаточно, чтобы программные средства, установленные на компьютере, были способны обработать информацию, предоставленную педагогом. Учащийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом.

2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Учащийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.

Дистанционную работу можно проводить одним из двух способов или использовать их комбинацию.

 

Выбор способа проведения занятий определяется по итогам мониторинга технической готовности.

 

Наличие условий у ученика

Способ проведения занятий

1-4 классы

5-11 классы

компьютер и Интернет

Онлайн    занятия   или   работа

дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

Онлайн занятия

только компьютер

Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с

использованием телефонной связи

только мобильный интернет

Кейс-технологии, онлайн чаты, работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием

телефонной связи

нет условий

Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)

Кейс-технологии (материалы на бумажном носителе) и индивидуальные консультации, в том числе с использованием

телефонной связи

2.3. Формирование учебного материала

 

При формировании учебного материала рекомендуется применять существующие интерактивные материалы или курсы по предмету, а в случае их отсутствия – создать учебные материалы самостоятельно, используя мультимедийное представление учебной информации.

В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты:

- учебный материал, включая необходимые иллюстрации;

- инструкции по его освоению;

- вопросы и тренировочные задания;

- контрольные задания и пояснения к их выполнению.

Организовать учебную работу дистанционно – значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет.

При  подготовке  к  дистанционным  занятиям,       учителю рекомендуется составить план всего курса, соблюдая принцип ответов на вопросы:

- какие результаты должны быть достигнуты обучающимся?

- каким образом эти результаты должны быть достигнуты?

- как организовать педагогическое сопровождение усвоения материала?

- какие методы контроля достижения результатов будут применены?

Чтобы помочь ученикам спланировать время работы как в течение дня,

так и всей учебной недели, необходимо составить план и для учеников. План работы для учеников может содержать сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы или платформу, где будет идти работа.

Учебный материал должен быть доступен ученику, по возможности, в нескольких видах, например: в интернете, на электронном носителе, в печатном виде.

У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам: платформа, блог, сайт, мессенджеры, закрытая группа и т.д. Учебные материалы могут передаваться через электронный журнал.

К учебным материалам необходимо добавлять инструкции по работе (по аналогии с объяснениями в классе). В инструкции указываются: время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.

 

2.4. Определение формата взаимодействия с учениками

 

В целях преодоления одной из сложностей дистанционного обучения – отсутствие живого общения, учителю необходимо определить формат обратной связи с учениками.

Обратная связь это наиболее действенный способ вовлечения ученика в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты, форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы).

Передать простой контент обучающемуся ЦОР смогут быстро и без участия педагога.

Уроки необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня. Ученик должен видеть своего учителя.

При выборе различных форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения ученика за экраном компьютера.

Различают следующие форматы дистанционного обучения:

Видеоурок позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Ученик может просмотреть видеоурок в любое время (офлайн режим). Для создания видеоурока используются следующие технические устройства:

- видеокамера (веб-камера);

- звукозаписывающее оборудование (микрофон);

- компьютер и программное обеспечение для монтажа видеозаписи.

При отсутствии указанного оборудования можно использовать ноутбук, планшет, смартфон.

При разработке видеоурока необходимо следовать следующим правилам:

- разделять и сокращать используемый материал (убирать лишнюю информацию);

- концентрироваться на самых сложных вопросах (данный момент должен носить консультативный характер);

- предоставлять ученику визуальный контакт (некоторую простую информацию, которую цифровые технологии могут передать легче, чем учитель).

Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов).

Чтобы сохранить интерактивность данного формата обучения, необходимо постоянно призывать учеников к общению, чаще задавать вопросы и запускать голосование.

Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфографика), который может использовать в учебных целях.

При использовании данного контента нужно учитывать следующие условия:

- указанный материал должен быть интересным;

- ограничен коротким периодом освоения (не более 5-10 минут);

- материал должен быть доступен в любое время;

- включать в себя увлекательные события, примеры, кейсы, тренажёры.

Изучая данный контент, ученик может выполнять определенные задания учителя (отвечать на опросники и комментировать их). Для мотивирования ученика к изучению данного материала необходимо чаще задавать вопросы, акцентировать внимание ученика на интересных событиях и примерах, постоянно стимулировать ученика к комментариям. Для обратной связи учителю необходимо отвечать на комментарии ученика, обобщать результаты опроса.

На онлайн-уроке учитель объясняет материалы, отвечает на вопросы учеников и задает вопросы им.

На онлайн-встречах и в чатах для учеников, школьники задают вопросы, связанные с выполнением заданий.

 

2.5. Проблемы, возникающие при дистанционном обучении

К основным сложностям дистанционного обучения относят:

1. Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым.

Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций.

2. Отсутствие живого общения между обучаемыми.Хочу такой сайт

Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях.

3. Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала.

Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.

4. Ученики должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет).

Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций.

5. Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения.

Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами.

 

2.6. Примерные схемы плана дистанционного урока

 

1) План   урока  при  наличии условий проведения онлайн занятий, рекомендуется проводить учителю-предметнику 1-2 раза в неделю

Элементы

структуры урока

Время, мин.

Формат взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Организационный момент

2

Социальные сети, Групповой чат, ВКС

Перекличка, проверка готовности учеников к

уроку

Ответы             на вопросы педагога

Объяснение материала

10

Онлайн лекция, Видеоурок, Фрагмент интерактивного

курса

Объяснение материала

Ознакомление    с материалом

Закрепление полученных знаний

10

Задание на самостоятельную работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылки на задание)

Ответы           на возникающие вопросы

Самостоятельная работа

Подведение итогов урока

7

Групповой чат, ВКС

Обобщение знаний, фронтальный опрос, включающий вопросы         на

рефлексию

Ответы             на вопросы педагога

Домашнее задание

1

Социальные сети, Групповой чат, Образовательная платформа РЭШ

Выдача ученику домашнего задания            с указанием сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческое

задание и пр.)

Фиксирует домашнее, сроки его     выполнения и                 задает

уточняющие вопросы педагогу

 

2) План урока при отсутствии условий проведения онлайн занятий

 

Элементы

структуры урока

Вре

мя, мин

Формат взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Организационный момент

2

индивидуальная консультация,   в                           том числе с использованием телефонной связи

Разработка и ознакомление ученика с его планом работы, проверка готовности к

урокам

Ответы             на вопросы педагога

Выдача ученику изучаемого материала

10

Кейс-технологии: включают       в                       себе теоретический, практический материал, итоговое задание (материалы на электронном                              или бумажном                       носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом

Инструктирование по работе с кейсом

Ответы             на вопросы педагога

Актуализация полученных знаний

30

Консультирование в соответствии                                   с выданным ученику планом, в том числе с

использованием телефонной связи

Ответы             на возникающие вопросы

Самостоятельно е       ознакомление с теоретическим материалом

Закрепление знаний

20

Консультирование в соответствии                                   с выданным ученику планом, в том числе с использованием

телефонной связи

Ответы             на возникающие вопросы

Самостоятельно е         выполнение практических заданий

Выполнение итогового задания

30

На    электронном         или бумажном носителе

Прием и оценка домашнего задания

с     фиксацией   в АИС

«Образование»)

Самостоятельно е         выполнение домашнего задания (рефлексия,

творческое задание и пр.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».