01.04.2020
2.1. Действия педагога
при переходе на дистанционное обучение
1.
Выбрать способ проведения занятий с учетом результатов
мониторинга технической готовности к переходу на дистанционное обучение.
2. Сформировать учебный материал.
3. Определить формат взаимодействия
с учениками.
4. Определить способ организации
обратной связи и контроля.
5. Организовать работу на портале
РЭШ или иной рекомендуемой Министерством просвещения образовательной платформе.
6. Проанализировать проблемы
дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления.
2.2.
Выбор способа проведения занятий
В зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения дистанционных занятий:
1. Занятия с применением
кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и
электронных носителях), при которых достаточно, чтобы программные средства,
установленные на компьютере, были способны обработать информацию,
предоставленную педагогом. Учащийся должен быть обеспечен электронной почтой и
собственным электронным адресом.
2. Онлайн занятия в интернете, где
коммуникации используются постоянно. Учащийся должен иметь свободный доступ к
интернету, иметь собственный электронный адрес.
Дистанционную работу можно проводить одним из двух способов или использовать их комбинацию.
Выбор способа проведения занятий определяется по итогам мониторинга технической готовности.
Наличие условий у
ученика |
Способ проведения
занятий |
|
1-4 классы |
5-11 классы |
|
компьютер и
Интернет |
Онлайн занятия или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия
родителей) |
Онлайн занятия |
только компьютер |
Кейс-технологии или работа
дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей) |
Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том
числе с использованием
телефонной связи |
только мобильный
интернет |
Кейс-технологии, онлайн
чаты, работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей) |
Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том
числе с использованием телефонной связи |
нет условий |
Кейс-технологии или работа
дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей) |
Кейс-технологии (материалы на бумажном носителе) и
индивидуальные консультации, в том числе с использованием телефонной связи |
2.3. Формирование учебного материала
При формировании учебного материала рекомендуется применять существующие интерактивные материалы или курсы по предмету, а в случае их отсутствия – создать учебные материалы самостоятельно, используя мультимедийное представление учебной информации.
В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты:
- учебный материал,
включая необходимые иллюстрации;
- инструкции по его освоению;
- вопросы и
тренировочные задания;
- контрольные задания и
пояснения к их выполнению.
Организовать учебную работу дистанционно – значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет.
При подготовке к дистанционным занятиям, учителю рекомендуется составить план всего курса, соблюдая принцип ответов на вопросы:
- какие результаты
должны быть достигнуты обучающимся?
- каким образом эти
результаты должны быть достигнуты?
- как организовать
педагогическое сопровождение усвоения материала?
- какие методы контроля
достижения результатов будут применены?
Чтобы помочь
ученикам спланировать время работы как в течение
дня,
так и всей учебной недели, необходимо составить план и для учеников. План работы для учеников может содержать сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы или платформу, где будет идти работа.
Учебный материал должен быть доступен ученику, по возможности, в нескольких видах, например: в интернете, на электронном носителе, в печатном виде.
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам: платформа, блог, сайт, мессенджеры, закрытая группа и т.д. Учебные материалы могут передаваться через электронный журнал.
К учебным материалам необходимо добавлять инструкции по работе (по аналогии с объяснениями в классе). В инструкции указываются: время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
2.4. Определение формата взаимодействия с учениками
В целях преодоления одной из сложностей дистанционного обучения – отсутствие живого общения, учителю необходимо определить формат обратной связи с учениками.
Обратная связь это наиболее действенный способ вовлечения ученика в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты, форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы).
Передать простой контент обучающемуся ЦОР смогут быстро и без участия педагога.
Уроки необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня. Ученик должен видеть своего учителя.
При выборе различных форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения ученика за экраном компьютера.
Различают следующие форматы дистанционного обучения:
Видеоурок позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Ученик может просмотреть видеоурок в любое время (офлайн режим). Для создания видеоурока используются следующие технические устройства:
- видеокамера (веб-камера);
- звукозаписывающее оборудование (микрофон);
- компьютер и программное обеспечение для монтажа видеозаписи.
При отсутствии указанного оборудования можно использовать ноутбук, планшет, смартфон.
При разработке видеоурока необходимо следовать следующим правилам:
- разделять и сокращать используемый материал (убирать лишнюю информацию);
- концентрироваться на самых сложных вопросах (данный момент должен носить консультативный характер);
- предоставлять ученику визуальный контакт (некоторую простую информацию, которую цифровые технологии могут передать легче, чем учитель).
Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов).
Чтобы сохранить интерактивность данного формата обучения, необходимо постоянно призывать учеников к общению, чаще задавать вопросы и запускать голосование.
Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфографика), который может использовать в учебных целях.
При использовании данного контента нужно учитывать следующие условия:
- указанный материал должен быть интересным;
- ограничен коротким периодом освоения (не более 5-10 минут);
- материал должен быть доступен в любое время;
- включать в себя увлекательные события, примеры, кейсы, тренажёры.
Изучая данный контент, ученик может выполнять определенные задания учителя (отвечать на опросники и комментировать их). Для мотивирования ученика к изучению данного материала необходимо чаще задавать вопросы, акцентировать внимание ученика на интересных событиях и примерах, постоянно стимулировать ученика к комментариям. Для обратной связи учителю необходимо отвечать на комментарии ученика, обобщать результаты опроса.
На онлайн-уроке учитель объясняет материалы, отвечает на вопросы учеников и задает вопросы им.
На онлайн-встречах и в чатах для учеников, школьники задают вопросы, связанные с выполнением заданий.
2.5.
Проблемы, возникающие при дистанционном обучении
К основным сложностям дистанционного обучения относят:
1. Отсутствие живого контакта между
педагогом и обучаемым.
Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций.
2. Отсутствие живого общения между обучаемыми.
Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях.
3. Высокая трудозатратность на этапе
формирования учебного материала.
Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.
4. Ученики должны иметь доступ к
техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет).
Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций.
5. Невозможность 100% контроля над
знаниями учащихся и процессом обучения.
Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами.
2.6.
Примерные схемы плана дистанционного урока
1) План урока при наличии условий проведения онлайн
занятий, рекомендуется проводить учителю-предметнику 1-2 раза в неделю
Элементы структуры урока |
Время, мин. |
Формат
взаимодействия |
Деятельность
преподавателя |
Деятельность
обучающегося |
Организационный
момент |
2 |
Социальные сети, Групповой чат, ВКС |
Перекличка, проверка готовности учеников к уроку |
Ответы на вопросы педагога |
Объяснение
материала |
10 |
Онлайн лекция, Видеоурок, Фрагмент интерактивного курса |
Объяснение
материала |
Ознакомление с материалом |
Закрепление полученных знаний |
10 |
Задание на самостоятельную
работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылки на задание) |
Ответы на возникающие вопросы |
Самостоятельная
работа |
Подведение итогов
урока |
7 |
Групповой чат,
ВКС |
Обобщение знаний,
фронтальный опрос, включающий вопросы на рефлексию |
Ответы на вопросы педагога |
Домашнее задание |
1 |
Социальные сети, Групповой
чат, Образовательная платформа РЭШ |
Выдача ученику домашнего
задания с указанием сроков выполнения и с
наличием проверки обратной связи (рефлексия,
творческое задание и пр.) |
Фиксирует домашнее,
сроки его выполнения и задает уточняющие
вопросы педагогу |
2) План урока при отсутствии условий
проведения онлайн занятий
Элементы структуры
урока |
Вре мя, мин |
Формат
взаимодействия |
Деятельность
преподавателя |
Деятельность
обучающегося |
Организационный
момент |
2 |
индивидуальная
консультация, в том числе
с использованием телефонной связи |
Разработка и ознакомление ученика с его планом работы, проверка готовности к урокам |
Ответы на вопросы педагога |
Выдача ученику
изучаемого материала |
10 |
Кейс-технологии: включают в себе теоретический, практический материал, итоговое задание (материалы на электронном или бумажном носителе)
обязательна инструкция по работе с
кейсом |
Инструктирование по работе
с кейсом |
Ответы на вопросы педагога |
Актуализация
полученных знаний |
30 |
Консультирование
в соответствии с выданным ученику планом, в том числе
с использованием телефонной связи |
Ответы на возникающие вопросы |
Самостоятельно е ознакомление
с теоретическим материалом |
Закрепление
знаний |
20 |
Консультирование
в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием телефонной связи |
Ответы на возникающие вопросы |
Самостоятельно е выполнение
практических заданий |
Выполнение
итогового задания |
30 |
На электронном или бумажном носителе |
Прием и оценка домашнего задания с фиксацией в АИС «Образование») |
Самостоятельно е выполнение
домашнего задания (рефлексия, творческое
задание и пр.) |