Образование_10-11.pdf

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильная гимназия № 38»

Рассмотрено и принято
на педагогическом совете
Протокол №4 от 31.08.18 г.

Утверждаю:
Директор МБОУ
«Гимназия № 38»
______________ Шабанова Д.Р.

Основная образовательная программа
среднего (полного) общего образования
на 2018-2019 учебный год

Махачкала 2018

2

Основная образовательная программа среднего (полного) общего
образования.
1.Пояснительная записка (старшая школа)
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
МБОУ

«Гимназия № 38 » разработана в соответствии с требованиями

основных нормативных документов:
•

Закона

Российской

Федерации

"Об

образовании

в

Российской

Федерации";
•

Конвенции о правах ребенка;

•

Конституции Российской Федерации;

•

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004

№ 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ»,
реализующих программы общего образования;
•

Приказа

МО

РФ

«Об

утверждении

Федерального

компонента

государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
•

Письма Министерства образования Российской Федерации № 03-51-10 от

02.02.2004

«О

введении

федерального

компонента

государственных

образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»;
22.01.2004

51-7/14-03

Письма Министерства образования Российской Федерации № 03«О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и

методических изданиях на 2004-2005 учебный год»;
•

Устава школы

•

Приоритетного национального проекта «Образование»;

•

Концепции

национальной

Федерации.
•

СанПиН 2.4.2.2821-10

образовательной

политики

Российской

3

На основании итогов успеваемости, результатов тестирования, медикопсихологического обследования, а также потребностей и склонностей,
учащихся

в

соответствии

с

программой

развития

школы

проведена

дифференциация классов на 2018-2019 учебный год:
-

- общеобразовательных классов - 19;

-

- гимназических классов - 46;

-

- профильных классов

-

8 классы, предпрофильные – элективные и спецкурсы;

-

10 и 11 классы—профильные

-

101, 111 - на профильном уровне изучают химию и биологию

-

10б, 11а класс - на профильном уровне изучает историю, обществознание.

-

10а класс - на профильном уровне изучают обществознание,

- 7;

Программа учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также
образовательные

потребности

и

запросы

участников

образовательного

процесса.
Цели программы.
1.

Освоение

методов образовательной деятельности, направленных на

совершенствование

личностных

компетентностей

субъектов

учебной

деятельности в условиях развития современного образования.
2.

Создание условий для формирования эмоционально, психологически и

интеллектуально развитой личности, подготовленной к профессиональному и
личностному самоопределению.
3.

Оптимизация условий методического совершенствования потенциала

педагогического персонала с целью реализации требований к организации
современного

образовательного

совершенствование

процесса,

интеллектуальных

и

направленного

на

нравственно-эмоциональных

способностей учащихся посредством инновационных методов: исследования,
сравнения-сопоставления, модульно-проектного.
4.

Интенсификация

классно-урочной

деятельности

прогрессивных форм организации современного занятия

на

основе

4

Направленно-ориентированное воспитание чувства долга и любви к

5.

историческим традициям Родины.
Осознанное прогнозирование учащимися результатов собственной

6.

образовательной деятельности с целью успешной социальной реализации.
Задачи:
•

обеспечить

необходимый

в

условиях

развития

современного

образовательного пространства уровень взаимодействия всех участников
образовательного процесса: педагогический коллектив - ученик - родители социум;
•

гарантировать субъектам учебной деятельности правовую защищенность

в условиях организации учебной деятельности;
•

ориентировать педагогов социально-психологической специализации,

педагогов-

предметников

на

профилактику

асоциального

поведения,

правонарушений;
•

оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся

посредством чередования форм организации урока, применения технологий
здоровьесберегающей

направленности

с

целью

предупреждения

интеллектуально-эмоциональной перегрузки, физической утомляемости;
•

рассматривать методический потенциал педагогов ОУ как гарант

качества оказываемой образовательной услуги в условиях инновационных
преобразований в системе современного образования.
Виды деятельности старших школьников:
1.

Интеллектуально-развивающая

Творчески

преобразованная

информационнотематически

деятельность.
учебно-аналитическая

обусловленная

выбранным

деятельность
профилем

и

направленная на развитие интеллектуальных и духовных запросов личности
школьника в условиях современного общества
2.

Личностно-ориентированная деятельность.

Совершенствование индивидуальных личностных качеств, направленных на

5

творческую самореализацию, социальную адаптацию, выбор профессии
3.

Гражданско-патриотическая деятельность.

Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и
гражданского самоопределения
4.

Профессионально-ориентированная

деятельность.

Овладение качественно новыми формами обучения и умение применять
полученные знания на практике. Уметь, ориентируясь в современном
информационном пространстве, применять практически формы и методы
самообразования
5.

Нравственно-духовная деятельность.

Удовлетворять собственные духовные потребности посредством творческой
инфраструктуры ОУ, города, произведений мировой и художественной
культуры
6.

Физиолого-эмоциональная

деятельность.

Контролировать физическое и нравственно-эмоциональное состояние и
развивать физические навыки
Задачи, решаемые педагогами, реализующими образовательную программу
среднего (полного) образования:
•

обеспечить необходимый информационно-методический уровень для

реализации образовательных целей в условиях третьей ступени обучения;
•

гарантировать

субъектам

учебной

деятельности

развитие

интеллектуальных, творческих, нравственно-духовных качеств в условиях
выбранного профиля;
•

обеспечить контроль за непрерывностью процесса самообразования

учащихся посредством активных методов и форм учебной деятельности
(исследование, проектирование, конструирование, сравнение, сопоставление,
интегрирование);
•

осуществлять чередования форм организации урока, направленных на

повторение,

обобщение

изученного

подготовки к итоговой аттестации;

материала

с

целью

эффективной

6

•

применять технологии здоровьесбережения, направленные на создание

комфортной эмоционально-физиологической атмосферы старших школьников
с целью предупреждения стрессовых ситуаций, связанных с итоговой
аттестацией;
•

совершенствовать сложившуюся в ОУ систему профильного обучения с

целью профессионального самоопределения учащихся и их социализации;
•

использовать

оказываемой
преобразований

методический

образовательной
в

потенциал

услуги

системе

в

как

гарант

качества

условиях

инновационных

современного

образования.

1.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

среднего (полного) общего образования
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы
Русский язык
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
•

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

•

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,

языковая норма, культура речи;
•

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

•

орфоэпические,

лексические,

грамматические,

орфографические

и

пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально- культурной-учебно-научной, официальноделовой сферах общения;
уметь:
•

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные

высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
•

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;
•

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных

стилей и разновидностей языка;
в области аудированя и чтения:
•

использовать

основные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-

научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях;
в области говорения и письма:
•

создавать

устные

и

письменные

монологические

и

диалогические

высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах

8

общения;
•

применять в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
•

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного языка;
•

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях

общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
•

использовать основные приемы информационной переработки устного и

письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной

ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
•

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

навыков

самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
•

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и

речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
•

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к

речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
•

самообразования и активного участия в производственной, культурной и

общественной
жизни государства.
Русский язык
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
•

функции языка;

•

основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в

развитии русского языка, формах существования русского национального языка,
литературном языке и его признаках;

9

•

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

•

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии

норм русского литературного языка;
•

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого

общения;
•

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и

письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой,
социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
•

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и

фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
•

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные

нарушения языковой нормы;
•

проводить

лингвистический

анализ

учебно-научных,

деловых,

публицистических, разговорных и художественных текстов;
•

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового

оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
•

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского

и других народов;
в области аудирования и чтения:
•

использовать

разные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно- реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-

научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том
числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях;
•

владеть основными приемами информационной переработки устного и

письменного текста;
в области говорения и письма:
•

создавать

устные

и

письменные

монологические

и

диалогические

высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебнонаучной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения;

10

редактировать собственный текст;
•

применять в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского
языка;
•

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного языка;
•

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях

общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной

ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
•

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области

филологических наук и получения высшего филологического образования;
•

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к

речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
•

увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;

расширения

круга

используемых

языковых

и

речевых

средств;

совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной
речью;
•

развития

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

навыков

самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
•

удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

•

самообразования и активного участия в производственной, культурной и

общественной жизни государства.
•

фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые

части);
•

соотносить нравственные идеалы произведений русской и иноязычно

(зарубежной литературы): выявлять их сходство и национально обусловленное

11

своеобразие художественных решений в сравнении с литературами Европы или
национальными литературами Российской Федерации;
•

воспроизводить содержание литературного произведения;

•

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя

сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции,
художественного

времени

и

пространства,

изобразительно-выразительные

средства языка), анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой
произведения;
•

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и

культуры, раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии
общества;
•

раскрывать

конкретно-историческое

и

общечеловеческое

содержание

изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы
русской литературы;
•

соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;

выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
•

определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

•

сопоставлять

литературные

произведения,

а

также

их

различные

художественные, критические и научные интерпретации;
•

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

•

выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая

нормы литературного произношения;
•

владеть различными видами пересказа;

•

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным

произведением,

писать

изложения

с

элементами

сочинения,

эссе,

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;
•

находить и использовать нужную информацию о литературе, о конкретном

12

произведении и его авторе с помощью различных источников;
•

ориентироваться в мире художественной литературы, отбирая

произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
Математика
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
•

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории

и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических
методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
•

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для

формирования и развития математической науки; историю развития понятия
числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
•

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их

применимость во всех областях человеческой деятельности;
•

вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

Алгебра и начало анализа
уметь:
•

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные

приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня
натуральной

степени, степени

с рациональным показателем, логарифма,

используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой
и прикидкой при практических расчетах;
•

проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных

выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические
функции;
•

вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя

необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие

степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при
необходимости

справочные

материалы

и

простейшие

вычислительные

13

устройства;
Функции и графики
уметь:
•

определять значение функции по значению аргумента при различных

способах задания функции;
•

строить графики изученных функций;

•

описывать по графику и в простейших случаях по формуле[3]поведение и

свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие
значения;
•

решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства

функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

описания с помощью функций различных зависимостей, представления их

графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь:
•

вычислять

производные

и

первообразные

элементарных

функций,

используя справочные материалы;
•

исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить

наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и
простейших рациональных функций с использованием аппарата математического
анализа;
•

вычислять

в

простейших

случаях

площади

с

использованием

первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и

физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и
ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь:

14

решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и

•

неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их
системы;
•

составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

•

использовать для приближенного решения уравнений и неравенств

графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших

•

уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
построения и исследования простейших математических моделей;

•

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
•

решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с

использованием известных формул;
•

вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета

числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм,

графиков;
•

анализа информации статистического характера;

Геометрия
уметь:
•

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить

трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
•

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,

аргументировать свои суждения об этом расположении;
•

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в

пространстве;
•

изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи

по условиям задач;

15

•

строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

•

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на

нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
•

использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и
методы;

•

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на

основе изученных формул и свойств фигур;
•

вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при

решении практических задач, используя при необходимости справочники и
вычислительные устройства.
Обществознание
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
•

определения сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение,

сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным категориям;
•

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

•

решение

познавательных

знаний

для

определения

экономически

рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях.
уметь:
•

обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

•

осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках

различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от
второстепенной,

критическое

оценивание

достоверности

полученной

информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
•

осуществлять выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

•

работать с текстами различных стилей, понимание их специфики;

адекватное восприятие языка СМИ;

16

•

самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для

решения задач творческого и поискового характера;
•

участвовать

в

проектной

деятельности,

владеть

приемами

исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
•

формулировать полученные результаты;

•

создавать собственные произведения, идеальных моделей социальных

объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных
технологий; пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания
баз

данных,

презентации

результатов

познавательной

и

практической

деятельности;
•

владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим

нормам и правилам ведения диалога.
Обществознание
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
•

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение,

сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным категориям;
•

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

•

решение

познавательных

знаний

для

определения

экономически

рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях;
уметь:
•

обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

•

осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках

различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от
второстепенной,

критическое

оценивание

достоверности

полученной

информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели;
•

выбирать вида чтения в соответствии с поставленной целью;

•

работать с текстами различных стилей, понимание их специфики;

адекватное восприятие языка СМИ;

17

•

самостоятельно создавать алгоритмов познавательной деятельности для

решения задач творческого и поискового характера;
•

формулировать полученные результаты;

•

создавать собственные произведения, идеальных моделей социальных

объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных
технологий; пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными
технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания
баз

данных,

презентации

результатов

познавательной

и

практической

деятельности;
•

участвовать

в

проектной

деятельности,

владение

приемами

исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
•

владеть основными видами публичных выступлений. Следование этическим

нормам и правилам ведения диалога.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•

ведения диалога с использованием норм и правил владения основными

видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам
ведения диалога.
Математика
В результате изучения математики на профильном уровне в средней школе
ученик должен
знать/понимать:
•

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории

и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических
методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
•

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для

формирования и развития математической науки; историю развития понятия
числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
•

универсальный характер законов логики математических рассуждений, их

применимость во всех областях человеческой деятельности;
•

вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

18

Алгебра
уметь:
•

выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные

приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня
натуральной

степени, степени

с рациональным показателем, логарифма,

используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой
и прикидкой при практических расчетах;
•

проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных

выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические
функции;
•

вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя

необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие

•

степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при
необходимости

справочные

материалы

и

простейшие

вычислительные

устройства;
Функции и графики
уметь:
•

определять значение функции по значению аргумента при различных

способах задания функции;
•

строить графики изученных функций;

•

описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и

свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие
значения;
•

решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства

функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

описания с помощью функций различных зависимостей, представления их

графически, интерпретации графиков;

19

Начала математического анализа
уметь:
•

вычислять

производные

и

первообразные

элементарных

функций,

используя справочные материалы;
•

исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить

наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и
простейших рациональных функций с использованием аппарата математического
анализа;
•

вычислять

в

простейших

случаях

площади

с

использованием

первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и

физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и
ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь:
•

решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и

неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их
системы;
•

составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

•

использовать для приближенного решения уравнений и неравенств

графический метод;
•

изображать на координатной плоскости множества решений простейших

уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь:
•

решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с

использованием известных формул;

20

•

вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета

числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм,

графиков;
Геометрия
уметь:
•

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить

трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
•

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;

аргументировать свои суждения об этом расположении;
•

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в

пространстве;
•

изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям

задач;
•

строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

•

применять координатно-векторный метод для вычисления отношений,

расстояний и углов;
•

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на

нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
•

использовать при решении стереометрических задач планиметрические

факты и методы;
•

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных

формул и свойств фигур;
•

для вычислений длин, площадей и объёмов реальных объектов при решении

практических

задач,

используя

вычислительные устройства.
Физика

при

необходимости

справочники

и

21

В результате изучения физики на профильном уровне в средней школе ученик
должен
знать/понимать:
•

смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель,

гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система
отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс,
электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна,
атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность,
ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
•

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила,

давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы,
период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество
теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная
теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический
заряд,

напряженность

электрического

поля,

разность

потенциалов,

электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока,
электрическоенапряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила,
магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного
поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
•

смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка,

границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и
относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного
тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
основное уравнение кинетической теории газов., уравнение состояния идеального
газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон
Джоуля-Ленца,

закон

электромагнитной

индукции,

законы

отражения

и

преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи
массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада;
•

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на

развитие физики;

22

уметь:
•

описывать

и

объяснять

результаты

наблюдений

и

экспериментов:

независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;
нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении;
повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское
движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с
током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость
сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная
индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и
дифракция света;
излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект;
радиоактивность;
•

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и

эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных
теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов;
физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные
факты; физическая теория позволяет предсказывать ещё неизвестные явления и их
особенности; при объяснении природных явлений используются физические
модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на
основе использования разных моделей; законы физики и физические теории
имеют свои определенные границы применимости;
•

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на

развитие физики;
•

применять полученные знания для решения физических задач;

•

определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда
и массового числа;
•

измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность

вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения,
влажность воздуха, у дельную теплоемкость вещества, удельную теплоту
плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление
источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы,

23

длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их
погрешностей;
•

приводить примеры практического примененuя физических знаний: законов

механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;
квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
•

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать

информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и
предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети
Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования

транспортных

средств,

бытовых

электроприборов,

средств

радио-

и

телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и
другие организмы загрязнения окружающей среды.
Физика
В результате изучения физики на базовом уровне в средней школе ученик должен
знать/понимать:
•

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,

взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
•

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,

работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,
средняя

кинетическая

энергия

частиц

вещества,

количество

теплоты,

элементарный электрический заряд;
•

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,

сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
•

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на

развитие физики;

24

уметь
•

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение

небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и
твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных
волн; волновые свойства света излучение и поглощение энергии атомом,
фотоэффект;
•

отличать гипотезы от научных теорий;

•

делать выводы на основе экспериментальных данных;

•

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент

являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность
объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще
неизвестные явления;
•

приводить примеры практического использования физических знаний:

законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных
видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций,
квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
•

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать

информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
обеспечения

безопасности

транспортных

средств,

жизнедеятельности
бытовых

в

процессе

электроприборов,

использования

средств

радио-

и

телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие
организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования
и защиты окружающей среды.
Информатика и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа с помощью современных

25

программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и
процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
•

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с

помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными
объектами;
•

распознавать и описывать информационные процессы в социальных,

биологических и технических системах;
•

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие

реальному объекту и целям моделирования;
•

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

•

иллюстрировать

учебные

работы

с

использованием

средств

информационных технологий;
•

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе

гипертекстовые документы;
•

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных,

получать необходимую информацию по запросу пользователя;
•

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с

помощью программ деловой графики;
•

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации

при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в

учебной деятельности, в том числе самообразовании;
•

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными

автоматизированными информационными системами;
•

автоматизации коммуникационной деятельности;

•

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

•

эффективной

организации

индивидуального

информационного

26

пространства.
Химия
В результате изучения химии на базовом и профильном уровне ученик должен
знать:
•

важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия,

изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень окисления,
типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и немолекулярного
строения, молярная концентрация раствора, сильные и слабые электролиты,
гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ,
химическое равновесие;
•

основные

теории

электролитической

химии:

диссоциации,

строения

атома,

структурного

химической

строения

связи,

органических

соединений.
•

вещества и материалы, широко используемые на практике: основные

металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак,
метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения, бензин,
жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, искусственные волокна,
каучуки, пластмассы;
уметь:
называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона,
изомеры и гомологи различных классов органических соединений, окислитель и
восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической системе
элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их важнейших
соединений;

химическое

строение

и

свойства

изученных

органических

соединений ;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу
образования

химической

связи

(ионной,

ковалентной,

металлической),

зависимость скорости химической реакции от различных факторов, смещение
химического равновесия под воздействием внешних факторов;
выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию важнейших

27

неорганических и органических веществ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на
производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством (сохранение
озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и сырьевые проблемы); для
понимания роли химии в народном хозяйстве страны;
безопасного

обращения

нагревательными

с

горючими

приборами;

выполнения

и

токсическими
расчетов,

веществами,

необходимых

при

приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на
производстве.
Биология
В результате изучения биологии на базовом и профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная

•

теория
Ч.

Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.

Менделя, закономерностей изменчивости;
•

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и

экосистем (структура);
•

сущность

действие

биологических

искусственного

и

процессов:

размножение,

естественного

оплодотворение,

отбора,

формирование

приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере;
•

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•

биологическую терминологию и символику;

уметь:
•

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад

биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; единства

живой и неживой природы, родство живых организмов;

отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических

28

факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины
эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость
сохранения многообразия видов;
•

-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные

схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания);
•

описывать особей видов по морфологическому критерию;

•

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники

мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
•

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и

неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и
искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на
основе сравнения;
•

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,

•

происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и

пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
•

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

•

находить информацию о биологических объектах в различных источниках

(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

соблюдения

мер

профилактики

отравлений,

вирусных

и

других

заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
•

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях,

отравлении пищевыми продуктами;
•

оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.

29

Право
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
•

систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила

применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы
правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
основные юридические профессии;
уметь:
•

характеризовать:

право

как

элемент

культуры

общества;

систему

законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и
свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и
законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности
органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых,
административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых
договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок
получения платных образовательных услуг;
•

объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм

правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых
отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина
как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика,
военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности
правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
•

различать:

формы

(источники)

права,

субъектов

права;

виды

судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия
органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных
органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационноправовые

формы

предпринимательской

деятельности;

имущественные

и

неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданскоправовых договоров;
•

приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,

ответственности;

гарантий

реализации

основных

конституционных

прав;

экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда

30

окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права;
правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;

•

анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения

конкретных условий их реализации;
•

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих

событиях и явлениях с точки зрения права;
•

применения правил (норм) отношений, направленных на согласование

интересов различных сторон (на заданных примерах);
•

осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;

•

выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных

жизненных

ситуациях,

урегулированных

правом;

определения

способов

реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок
разрешения споров;
•

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической

помощью.
Основы безопасности жизнедеятельности
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне
ученик должен
знать:
•

основы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него;

•

потенциальные опасности природного, техногенного и социального

происхождения, характерные для региона проживания;
•

основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности

жизнедеятельности;
•

основы российского законодательства об обороне государства и воинской

обязанности граждан;
•

порядок постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования,

призыва на военную службу;
•

состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

31

•

основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во

время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
•

особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту;

альтернативной гражданской службы;
•

предназначение, структуру и задачи РСЧС;

•

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:
•

выполнять последовательно действия при возникновении пожара в жилище

и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
•

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание

всем!» и комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей,
ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
•

применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации

криминогенного характера;
•

правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,

техногенного и социального характера;
•

ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь,

воду и пищу в случае автономного существования в природной среде;
•

правильно

(противогазом,

пользоваться
респиратором,

средствами
ватно-марлевой

индивидуальной
повязкой,

защиты

индивидуальной

медицинской аптечкой);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•

вести здоровый образ жизни;

•

правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;

•

уметь пользоваться бытовыми приборами, лекарственными препаратами и

средствами бытовой химии, бытовыми приборами экологического контроля
качества окружающей среды и продуктов питания;
•

соблюдать

общие

требования

безопасности

при

пользовании

транспортными средствами, при нахождении на улице, правила поведения на
воде, меры пожарной и инфекционной безопасности;
•

оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;

32

вызывать

•

(обращаться

за

помощью)

в

случае

необходимости

соответствующие службы экстренной помощи.
Физическая культура
В результате освоения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать:
•

роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для

приобретения

физической

привлекательности,

психической

устойчивости,

повышения работоспособности, профилактики вредных привычек, поддержания
репродуктивной функции человека;
•

положительное влияние занятий физическими упражнениями с различной

направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации
занятий, способы контроля и оценки их эффективности;
уметь:
•

выполнять

комплексы

оздоровительных систем с

физических

упражнений

учетом состояния

здоровья,

из

современных

индивидуальных

особенностей физического развития и подготовленности;
•

выполнять индивидуальные акробатические и гимнастические комбинации

на спортивных снарядах, технико-тактические действия в спортивных играх и
упражнения с прикладной направленностью;
•

использовать приемы саморегулирования психофизического состояния

организма,

самоанализа

и

самооценки

в

процессе

регулярных

занятий

физкультурно-спортивной деятельностью.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
•

выполнять физкультурно-оздоровительные и тренировочные занятия для

повышения индивидуального уровня физического развития и физической
подготовленности, формирования правильного телосложения, совершенствования
техники движений и технических приемов в различных видах спорта;
•

применять средства физической культуры и спорта в целях восстановления

организма после умственной и физической усталости;
•

уметь сотрудничать, проявлять взаимопомощь и ответственность в процессе

выполнения коллективных форм физических упражнений и в соревновательной

33

деятельности;
•

демонстрировать здоровый образ жизни.

Перечень

учебников

и

учебных

пособий,

обеспечивающих

реализацию УП
Алгебра 10 класс - авт. Ш.А.Алимов
Алгебра 11 класс- авт. Ш.А.Алимов
Геометрия 10 класс -авт. учебника А.В. Погорелов
Геометрия 11класс -авт. учебника А.В. Погорелов
Русский язык 10 класс- авт. учебника
Н.Г.Гольцов,И.В.Шамшин.
Русский язык 11класс -авт. учебника Н.Г.Гольцов,И.В.Шамшин
Литература 10 класс -авт. учебника
В.Я.Коровина,В.П.Журавлев
Литература 11 класс- авт. учебника В.Я.Коровина.
В.П.Журавлюв
Физика 10 авт. учебника Г.Я. Мякишев
Физика 11 авт. учебника Г.Я. Мякишев
Химия 10 автор учебника Г.Е. Рудзитис/О.С.Габриелян
Химия11 автор учебника Г.Е. Рудзитис О.С.Габриелян /
Биология 10 автор учебника В.Б.Захаров
Биология 11 автор учебника В.Б.Захаров
География 10 автор учебника Е.М.Домогацких
История России10 автор учебника А.Н.Сахаров
История России 11 автор учебника Н.В.Загладин
Обществознание 10 автор учебника Л.М.Боголюбова
Обществознание 11 автор учебника Л.М.Боголюбова
Информатика и ИКТ 10 автор учебника К.Е.Поляков
Информатика и ИКТ 11 автор учебника К.Е.Поляков
ОБЖ 10 автор учебника В.В.Латчук

34

ОБЖ 11 автор учебника В.В.Латчук
Модель выпускника средней (полной) школы
Собственно обучение.
•

Владеть видами аналитического мышления (знакомство с информацией,

осмысление, анализ, вывод), формами работы с различными видами
информативных источников (книги, публицистические издания, научнопопулярные журналы, словари-энциклопедии, информационно- коммуникативные
источники) самостоятельно и под руководством педагога;
•

Творчески

осмыслять

приобретенную

информацию,

уметь

систематизировать, классифицировать, конспектировать, составлять тезисные и
развернутые планы относительно полученной информации, создавать на ее основе
социально значимые проекты, исследовательские работы, доклады и рефераты;
•

Владеть интегративными методами изучения полученной информации,

анализировать сравниваемый учебный материал, делать аналитические выводызаключения;
•

Уметь устанавливать причинно-следственную обусловленность учебных

фактов, проецировать результат на современную действительность, конкретную
жизненную ситуацию;
•

Демонстрировать публично коммуникативную культуру, уметь строить

развернутое, логически выверенное, лингвистически оправданное выступление;
•

Ответственно готовиться к итоговой аттестации в условиях выбранного

профиля
Развитие.
•

Активно участвовать в интеллектуально - творческой деятельности,

( олимпиады, конференции, конкурсы);
•

Сравнивать

и

сопоставлять

закономерности

развития

мировой

и

художественной культуры, подчеркивая роль России в формировании стилевого
многообразия культурологического пространства
Воспитание.

35

•

Активное

участие

в

общественно-значимых

проектах

нравственно-

патриотической направленности с целью формирования гражданской позиции;
•

Осознанно стремиться к культуре физического развития

Формы аттестации и учета достижений учащихся
В рамках настоящей образовательной программы в школе используются
различные формы аттестации учебных результатов и достижений учащихся.
Цели аттестации учащихся:
•

установление фактического уровня теоретических знаний и понимания

учащихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их
практических умений и знаний; соответствие этого уровня требованиям
образовательного Госстандарта;
•

осуществление контроля выполнения учебных программ и календарно-

тематического графика изучения этих предметов;
•

обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и

свобод, в частности, регламентации учебной загруженности в соответствии с
санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого
достоинства.
Итоговая аттестация.
Освоение

основных

общеобразовательных

программ

основного

общего

образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией
выпускников по русскому языку и математике в новой форме, с использованием
механизмов независимой оценки знаний путем создания территориальных
экзаменационных комиссий в рамках построения общероссийской системы
оценки качества образования (ГИА 9).
Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего
образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией
выпускников по русскому языку и математике в форме единого государственного
экзамена, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных

36

измерительных

материалов),

позволяющих

установить

уровень

освоения

федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Формы и порядок проведения регламентируются Положением о формах и порядке
проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
основные

общеобразовательные

программы

среднего

(полного)

общего

образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. №1400(с учетом приказа от 26
декабря 2016 г.№306)
Формы итогового контроля:
ЕГЭ
Текущая и промежуточная аттестация.
Цели:
•

установление фактического уровня теоретических знаний по предметам

обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков;
соотнесение этого уровня с требованиями образовательного Госстандарта;
•

контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического

графика изучения учебных предметов.
Текущая аттестация учащихся включает в себя поурочное, потемное и
почетвертное (полугодовое) оценивание результатов ЗУН.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой тестирования, экзамены,
контрольные работы, которые проводятся по итогам учебного года.
Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов школы со 2-го по 11 -й.
Форму

текущей

обучающихся,
образовательных

аттестации

содержания

определяет
учебного

технологий.

учитель
материала

Избранная

форма

с
и

учетом

контингента

используемых
текущей

им

аттестации

представляется учителем в календарно-тематическом планировании заместителю
директора школы по учебной работе.
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так
и устно. Формами проведения письменной аттестации являются: итоговые
контрольные работы.

37

Формы текущего контроля:
•

устные ответы на уроках;

•

самостоятельные, проверочные работы;

•

контрольные работы;

•

предметные тесты;

•

сообщения, зачеты, доклады, рефераты;

•

практические работы;

•

техника чтения;

•

независимая проверка работ;

•

взаимопроверка работ;

•

творческие работы;

•

олимпиадные работы.

Формы достижений в урочной деятельности:
•

рефераты;

•

творческие, исследовательские работы;

•

участие в конкурсах, выставках;

•

участие в конференциях;

•

участие в олимпиадах.

Формы достижений во внеурочной деятельности:
•

участие в общественных смотрах знаний;

•

участие в конференциях;

•

участие в олимпиадах, конкурсах;

•

участие в выставках;

•

участие в интеллектуальных играх:

Таким образом

в соответствии со школьным Положением об аттестации

учащихся учёт результативности обучения учащихся на протяжении всего
периода осуществляется традиционными формами оценки: текущая успеваемость,
рубежный контроль, типовые контрольные и тестовые работы, диагностические
контрольные работы, зачёты, организуемые в соответствии с календарно-

38

тематическим планированием по предмету и по плану контроля администрации.
Ожидаемый

результат

учитывается

нетрадиционными

методами

оценки:

олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, защита учебных рефератов.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательной
программы
Задача каждого педагога при подготовке к современному уроку находить
наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения
заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим
стремлением педагогов повышать качество обучения расширился диапозон
применения

в

педагогической

практике

современных

образовательных

технологий.
Выбор педагогических технологий обусловлен реализацией федерального
государственного

образовательного

стандарта

в

условиях

современного

образования и направлен на удовлетворение информативных запросов субъектов
обучения и формирование навыков самообразования.
Применяемые учителями школы педагогические технологии основаны на
принципе здоровьесбережения, ориентированы на развитие:
•

общей культуры личности;

•

самостоятельности и креативности мышления;

•

исследовательских умений;

•

коммуникативной культуры.

Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в
образовательном процессе следующих технологий:
•

технология развивающего обучения;

•

технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;

•

модульная технология;

•

технологии сотрудничества;

•

информационно-коммуникационные технологии;

•

игровые технологии;

•

технологии, основанные на реализации проектной деятельности;

39

•

технологии развития критического мышления;

•

коммуникативно-диалоговые технологии;

•

исследовательские технологии;

•

технология индивидуально-группового обучения;

•

технология коллективных творческих дел.

В основе обозначенных технологий лежат основные критерии технологичности:
•

концептуальность;

•

системность;

•

управляемость;

•

эффективность;

•

воспроизводимость.

40

Управление процессом реализации Образовательной программы на
основе мониторинга образовательного процесса и его результатов
Для

оценки

эффективности

реализации

Образовательной

программы

планируется использовать различные методы, в том числе мониторинг
качества подготовки обучающихся и их дальнейшего профессионального
самоопределения, а также мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Одним из критериев эффективности Образовательной программы коллектив
ОУ

считает

состояние

здоровья

обучающихся.

Известно,

что

образовательный процесс является так называемым фактором «школьного
риска».
К факторам «школьного риска» коллектив школы относит:
•

стрессовую педагогическую тактику;

•

интенсификацию учебного процесса;

•

несоответствие технологий и методик обучения возрастным и

функциональным возможностям школьников;
•

несоблюдение

элементарных

физиологических

и

гигиенических

требований к организации образовательного процесса;
•

функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и

укрепления здоровья обучающихся.
Мониторинг влияния образовательного процесса на состояние здоровья
обучающихся

осуществляется

методом

наблюдения

по

следующим

показателям:
•

благоприятная психологическая атмосфера на занятиях;

•

наличие условий для индивидуального темпа работы, выбора видов

форм учебной деятельности;
•

разнообразие форм и методов работы в течение занятия;

•

наличие индивидуальных заданий различного типа и уровня;

•

познавательная активность учащихся на занятии.

41

Результаты данного мониторинга являются основанием для внесения
корректив в организацию образовательного процесса, внедрения в практику
новых образовательных технологий, методов и приемов.
Следующим направлением педагогического мониторинга эффективности
Образовательной

программы

является

качественный

анализ

образовательного процесса и его результатов.
Одним из наиболее важных показателей эффективности Образовательной
программы, а, следовательно, и предметом педагогического мониторинга
является качество учебных достижений учащихся по каждому учебному
предмету. Критериями оценки предметных учебных достижений являются
объем и прочность предметно-информационной составляющей и уровень
сформированности предметных умений. Для выявления положительной
динамики в уровне предметных достижений обязательным является
проведение входной и итоговой диагностики по определению уровня
владения основными предметными умениями. Диагностику по предмету
проводит каждый педагог с использованием авторских контрольноизмерительных материалов. Результаты диагностики и промежуточного
контроля используются для оказания индивидуальной помощи каждому
обучающемуся

и

для

определения

эффективности

образовательного

процесса.
Следующий предмет мониторинга - уровень сформированностиобщеучебных
умений и способов учебной деятельности.
Наиболее значимыми общеучебными умениями и способами деятельности
для всех ступеней образования являются:
•

осознанное чтение различных текстов (определение темы и главной

мысли);
•

умение использовать различные источники информации для решения

познавательных задач;
•

владение монологической и диалогической речью;

42

•

создание письменного высказывания на свободную тему;

•

умение оценивать результаты своей деятельности.

Выделение общих критериев для всех ступеней обучения позволяет, с одной
стороны, обеспечить преемственность требований к результату учебных
достижений; с другой - проанализировать динамику учебных достижений
обучающихся и определить эффективность образовательного процесса.
Мониторинг

сформированности

общеучебных

умений

и

навыков

осуществляется методом наблюдения, а также через систему контрольных
работ надпредметного характера.
Качество учебных достижений, с одной стороны, зависит от познавательной
мотивации обучающихся, а с другой стороны - уровень и характер
познавательной мотивации можно рассматривать как результат реализации
Образовательной программы и методического потенциала учителя. Поэтому
предметом педагогического мониторинга является уровень и характер
познавательной мотивации обучающихся. Уровень мотивации определяется
методом наблюдения и методом анкетирования. Информацию об уровне
мотивации

можно

использовать

при

организации

образовательной

деятельности, при использовании методов мотивирования и стимулирования.
Так как Образовательная программа призвана обеспечить реализацию
целенаправленных процессов обучения и воспитания, то одним из предметов
мониторинга является личностный рост каждого обучающегося. Личностный
рост обучающихся рассматривается как развитие ценностных отношений
личности к миру, к людям, к самому себе. Личностный рост есть развитие
ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые
признаны ценностью в современном обществе, это в первую очередь
гуманистические ценности.
Динамика личностного роста обучающихся отслеживается с помощью
опросов, которые проводятся не чаще одного раза в два года. При
необходимости

можно

использовать

индивидуальное

диагностическое

43

собеседование на основе материалов проблемных ситуаций.
Качество и эффективность Образовательной программы можно определять
по такому критерию как социальная адаптация обучающихся и по такому
показателю как самоопределение выпускников основного общего и среднего
(полного) образования. То, сколько выпускников основной школы выбирают
продолжение обучения в старших классах данного ОУ, говорит о
конкурентоспособности

Образовательной

программы.

Успешность

адаптации в системе профессионального образования тоже свидетельствует о
правильном выборе своей образовательной траектории. О выпускниках
школы

III

ступени

важна

информация

о

выборе

дальнейшего

профессионального образования или трудоустройства и совпадение этих
выборов с желаниями выпускников. Данная информация собирается
ежегодно и дает представление о качестве реализации Образовательной
программы.
Еще одним предметом педагогического мониторинга является степень
удовлетворенности качеством содержания образования и организацией
образовательного процесса в ОУ обучающихся школы, их родителей и
педагогов.

Мониторинг

удовлетворенность

качеством

образования

проводится методом анкетирования, при этом идентичные вопросы
присутствуют в анкетах учащихся и родителей.
Данная информация не только позволит судить о качестве образовательной
программы, но и будет служить основанием для корректировки содержания
образования.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722)62-49-53

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».