Программа развития гимназии на 2020-2025 гг.

«Рассмотрено»

«Утверждено»

на заседании

на заседании Совета

Педагогического совета
МБОУ «Многопрофильная
гимназия № 38»
«27» августа 2020 г.

МБОУ «Многопрофильная
гимназия № 38»

«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Многопрофильная
гимназия № 38»

«11» сентября 2020 г.

«11» сентября 2020 г.

Протокол № 1

______ Шабанова Д.Р.

Протокол № 1

Программа развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Многопрофильная гимназия № 38» г. Махачкалы
на 2020- 2025 годы

1. Паспорт Программы развития гимназии
Полное наименование
Программы
Нормативно- правовые
основы Программы

Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Многопрофильная гимназия № 38» г. Махачкалы РД на 2020-2025 годы
Конвенция о правах ребёнка
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
Стратегия социально- экономического развития России до 2020 года
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы,
утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования»;
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации
Национальной технологической инициативы»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Федеральная целевая программа развития образования на 2020-2025 годы
Федеральные государственные образовательные стандарты (действующие и
проекты стандартов второго поколения)
локальные акты гимназии
Кем принята
Советом гимназии, протокол № 1 от 11.09 2020 г., Педагогическим советом МБОУ
Программа
«Многопрофильная гимназия № 38» , протокол № 1 от 27.08. 2020 г.
Цели и задачи
создание механизмов устойчивого развития гимназии, условий для обеспечения
Программы
современного
образования,
соответствующим
социально-экономическим
преобразованиям, исследование нового подхода к организации образовательного
пространства гимназии;
повышение качества образования в условиях введения Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов второго поколения;
осуществление координации всех гимназических структур в работе по достижению
равновесия традиций и инноваций во всех сферах деятельности гимназии, включая
цифровую образовательную среду;
осуществление мониторинга динамики качества образования в её связи с
выполнением Программы развития;
совершенствование условий для обеспечения, сохранения и укрепления здоровья
участников образовательного процесса
Период и этапы
2020-2025 гг.
реализации Программы Первый этап: 2020-2022 гг.- расширение социокультурного пространства по
направлениям Программы развития, включая цифровую образовательную среду
Второй этап: 2022-2023 гг.- структурные инновации деятельности гимназии в новых
организационных условиях
Третий этап: 2023-2025 гг.- реализация модели современного образования в условиях
развития оптимальных конечных результатов
Ожидаемые конечные
Разработка основной образовательной программы гимназии, направленной на
результаты реализации
обновление содержания образования в условиях внедрения Федеральных

Программы

Государственных Образовательных Стандартов второго поколения;
новое качество гимназического образования в условиях развития цифровой
образовательной среды;
эффективная реализация в урочной и внеурочной деятельности современных
образовательных технологий;
укрепление учебной, материально- технической базы
Разработчики
Администрация, педагогический коллектив гимназии, коллектив учащихся, родительская
Программы
общественность
Ответственные за
Директор гимназии Шабанова Д.Р.
реализацию
Зам. директора по УВР Панкратова О.В.
Программы
Зам. директора по УВР Штанчаев К.Ш.
Зам. директора по УВР Рамазанова Т.О.
Зам. директора по ВР Гикова И.А.
Зам. директора по НМР Новодворская С.П.
Зам. директора по ИОП Шуайбов М.Г.
Зам. директора по АХЧ Гаджиев Э.А.
Юридический адрес,
367010, РД, г. Махачкала, ул. Ю.Акаева, 13
телефон, сайт гимназии Тел. 62-49-53, 62-37-86
Makhachrala38.dagschool.com, почтовый адрес- ege200638@yandex.ru
в Интернете
2.Введение
Трансформация потребностей общества в функциональном и структурном изменении школы стала одним из
условий формирования направлений модернизации российской системы образования. Оно стало рассматриваться как
один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные
приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Современный социальный заказ в сфере
образования требует от школы создать условия для более осознанного и качественного самоопределения учащихся,

адаптировать систему образования к рынку труда, преодолевать отставания российских школьников от уровня
обученности учащихся развитых стран, особенно в сфере профильного обучения.
Главной задачей современной школы должно стать не «вкладывание» в голову ученика определённой суммы
знаний, а оказание ему помощи в овладении культурными ( и выработанными им самим) способами деятельности,
позволяющими школьникам действовать с ориентацией на другую позицию ( позицию другого человека, социума,
предметной области). Без овладения этими способами, отличающими начальную школу от основной и старшей,
достижение успеха на последующем этапе выбранного человеком пути будет невозможно. Это особенно важно в
условиях профилизации старшей школы, которая ставит перед необходимостью более ранней жизненной ориентации,
что требует от педагогов целенаправленной работы по постепенному переводу ребёнка из позиции объекта
образовательных стремлений педагогов в позицию субъекта своего собственного образования. Очевидно, что
приоритетным условием достижения данной цели образования является построение современной школы на основе
множественности деятельности ребёнка.
Учитывая, что меняется структура образовательных стандартов, следует изменять уклад школьной жизни в
соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС НОО, СОО, ООО).
Изменение структуры стандарта представляет собой совокупность требований к структуре основной образовательной
программы, к условиям реализации основной образовательной программы, к результатам освоения основной
образовательной программы. Следует реализовывать системно-деятельностный подход. Работу гимназии следует
ориентировать не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.
В этих условиях разработка новой программы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для
самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей, осознания себя как субъекта
деятельности, от которого зависит её результат, весьма актуальна.Педагоги гимназии осуществляют творческий
педагогический поиск оптимальных моделей учебного и воспитательного процессов, наиболее благоприятной
образовательной среды.
Новые условия деятельности побуждают учителя, весь педагогический коллектив гимназии на обновление
содержания и разработку инновационного методического сопровождения; поиск новых эффективных форм

организации работы учащихся, в том числе отбор новых современных образовательных технологий, методов
личностно- ориентированного обучения. Значительную динамику в этот инновационный процесс внесли
демократизация школьной жизни (развитие форм ученического самоуправления, появление Совета гимназии и т. д.),
развитие сферы дополнительного образования детей, расширение доступа к источникам учебной информации в
гимназии.
Практика показала, что для подростков необходимо создавать условия для реализации и последующих жизненных
планов. К старшей школе большинство ребят определились с предпочтениями среди программных предметов, а
зачастую с выбором профессии. В связи с этим профильное обучение отвечает на запрос времени, став средством
дифференциации и индивидуализации, позволяющим за счёт изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия
для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении
продолжения образования.
Создание новой модели гимназического образования в условиях модернизации образования, реализации Концепции
предпрофильной подготовки и профильного обучения, формирование и развитие цифровой образовательной среды
отражают возросшие потребности социума.
3.Информационная справка о гимназии
3.1.История развития гимназии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная гимназия № 38»- это одно из
крупнейших образовательных учреждений полного общего образования г. Махачкалы. Комфортные условия обучения
и качественный уровень образования, благоприятная воспитывающая среда, яркие традиции сделали гимназию
востребованной учащимися и их родителями.
Гимназия- правопреемница средней школы № 38, которая была основана в январе 1966 года, первоначально была
рассчитана на 964 ученика. Обучение велось в две смены, в здании функционировала и вечерняя сменная школа. В
1988 году был сдан второй корпус, где занимаются и поныне учащиеся начальных классов. В 1993 году школа

изменила статус и стала именоваться школой- гимназией. В 2000 году она переименована в гимназию, а в 2006 году по
итогам аттестации получила статус «Многопрофильная гимназия № 38».
Здание гимназии типовое. Обучение ведётся в 2 смены. Количество учебных дней в неделю-6, продолжительность
уроков- 45 минут. Гимназия имеет хорошую постоянно развивающуюся учебно- материальную базу: 15
паспортизированных учебных кабинетов, располагает одним спортзалом для учащихся средних и старших классов и
малым залом для проведения уроков физкультуры в начальных классах. На территории гимназии есть благоустроенная
спортивная площадка. В здании функционирует один медицинский кабинет, библиотека с фондом 13.803 экземпляра
книг, из них 5.099 экземпляров - художественная литература. Задействованы 200 компьютеров, 15 интерактивных
досок, 15 проекторов, 37 компьютеров находятся в компьютерных классах, 8 АРМ – в пользовании администрации, 4
АРМ- в бухгалтерии, 10- у руководителей ШМО, 3 компьютера- в библиотеке. Работает Интернет- связь «Alco»,
частичная локальная внутришкольная связь, wifi. Сайт гимназии - Makhachkala38dagschool.com, почтовый адресege200638@yandex.ru
Учебный процесс осуществляют 137 учителя, 7 педагогов дополнительного образования. Из них 55 человек имеют
высшую квалификационную категорию, 13 учителей- первую, 54 учителя- вторую квалификационную категорию, 11
учителей- до 12 разряда. Средний возраст педагогического коллектива- 35 лет. Среди указанных учителей звание
«Заслуженный учитель РД» имеют 6 учителей, звание «Отличник народного просвещения»- 2 учителя, звание
«Почётный работник общего образования РФ»- 27 учителей, «Отличник образования РД»- 25 учителей, «Заслуженный
артист»- 3 учителя, «Заслуженный работник образования РД»- 1 учитель, 3 кандидата наук.
3.2. Социальное окружение гимназии
Образовательное пространство гимназии выходит в социальное партнёрство учащихся, родителей, педагогов и
общественности. Гимназия активно взаимодействует с учреждениями дополнительного и профессионального
образования: в числе активных партнёров «Малая академия наук», Шахматный клуб им. Гамзатова, РДЮСШОР им.
Маркарова, клуб юных моряков «Алые паруса», Республиканская станция туризма и краеведения, ФК «Олимп»,
Республиканский центр технического творчества учащихся, а также ведущие вузы республики: ДГУ, ДГПУ, ДГТУ,
ДГСА, ДГИНХ. Гимназия является базовой школой для студентов ДГУ, ДГПУ, а также опорным образовательным

учреждением по освоению новых информационных технологий, на её базе регулярно проходят научно- практические,
научно- методические семинары по линии ГУО, ДИРО, конференции, мастер-классы, конкурсы городского,
Республиканского и Всероссийского уровней.
3.3 Информация о контингенте обучающихся
Всего в гимназии обучается 2284 учеников.
показатель
Количество классовкомплектов
I ступень (1-4 кл.)
II ступень (5-9 кл.)
III ступень (10-11 кл.)
Количество
обучающихся, чел.
I ступень (1-4 кл.)
II ступень (5-9 кл.)
III ступень (10-11 кл.)
Качество
успеваемости по
гимназии, %
I ступень (1-4 кл.)
II ступень (5-9 кл.)
III ступень (10-11 кл.)
Процент успеваемости,
%

2018-2019 уч. год
75

2019-2020 уч. год
75

2020-2021 уч. год
80

31
37
7
2234

31
37
7
2251 чел.

31
42
7
2284 чел.

1042
1024
168
64 %

1040чел.
1038 чел.
173 чел.
65%

1054чел.
1038 чел.
192 чел.
65%

76 %
61 %

78 %
61 %

75,7 %
62,6 %

54,8 %
100 %

62 %
100 %

64 %
100 %

Характеристика семей (образовательный уровень родителей)
год

высшее

среднее
специальное
15,9 %
16,3 %

среднее

65,4 %
65,8 %

среднее
профессиональное
12,9 %
11,6 %

2018-2019-уч. год
2019-2020
уч. год
2020-2021
уч.год

66,1 %

11,7 %

16,1 %

6,1 %

5,8 %
6,3 %

Уровень обученности по предметам и по классам I, II,III ступеней обучения за три года
предмет
Русский язык
Литература
Математика
История России
История Дагестана
Обществознание
География
Химия
Биология
Английский язык

2018-2019уч.год
3,9
3,9
3,5
3,8
4,1
3,7
4,3
3,7
3,9
4,1

средний балл обученности
2019-2020уч.год
4
4
3,6
3,8
4,1
3,8
4,2
3,8
3,9
4,2

2020-2021уч.год
4
4
3,6
4
4,1
3,8
4,3
4,5
4,2
4

Информатика и
ИКТ
Физика
ИЗО
Технология
Экономика
Музыка
Физкультура
Родной язык
Дагестанская
литература

4,2

4,2

4,2

3,7
4,3
4,3
3,9
4,8
4,5
4,1
4,1

3,7
4,3
4,3
4
4,3
4,5
4,1
4,2

4
4,3
4,3
4,3
4,3
4,5
4,2
4,2

3.4 Анализ состояния образовательного процесса
Образовательный процесс в гимназии строится на основе принципов личностно- ориентированного подхода. Главным
предметом учебно- воспитательной деятельности педагогов выступает процесс индивидуализации образования, поэтому
усилия педагогического коллектива направлено на реализацию индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
Учебный план гимназии обеспечивает развитие вариативности и индивидуализации с учётом способностей и
интересов учащихся, введение углублённого изучения предметов.
Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова на I ступени позволяет эффективно модернизировать учебновоспитательный процесс и обновлять содержание образования гимназии. В ходе мониторинга изучения результативности
обучения по системе Л.В.Занкова проводятся контрольные замеры уровня сформированностиобщеучебных умений и
навыков учащихся I ступени, которые показывают превышение стандартного уровня: навыки чтения –от 100-120 слов и
выше, скорости вычисления- от 25 знаков, скорости письма- от 60 и выше. Для мониторинговых исследований ведётся карта

индивидуального наблюдения за учащимися начальной школы, которая способствует лучшей психологической адаптации и
освоению гимназических программ.
На начальном звене обучения налажена экспериментальная работа по проектной деятельности, здоровьесберегающим
технологиям, гуманной педагогики.
На II ступени обучения проводится локальный эксперимент по опережающему изучению курса математики в 5классах. Им охвачены учащиеся 5-7 классов. Гимназия является Республиканской экспериментальной площадкой
«Филологическая школа РД», а также участницей городской программы «Одарённые дети». В 2020 году гимназия вошла в
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». На III ступени реализуется профильное обучение, которое
является «системой специализированной подготовки» в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения
и социализацию обучающихся. В гимназии формируются классы следующих направлений: гуманитарный профиль
(профильные предметы - литература, обществознание, история, иностранный язык), химико- биологический (профильные
предметы- химия, биология, физика), информационно- технологический профиль (профильные предметы- математика,
информатика). Развитию познавательных интересов в том или ином предмете на расширенном уровне служат элективные
курсы «Необычное литературоведение», «Занимательная геометрия», «Решение всевозможных неравенств», «Химические
вещества в повседневной жизни», «Здоровый образ жизни- залог будущего», «Физика в занимательных примерах и задачах».
Самореализоваться гимназисту помогает система дополнительного образования, включающая ансамбль национального
танца «Горяночка», художественно- эстетический клуб «Взгляд», хоровую студию, ансамбль «Детские голоса», театральный
кружок «Счастливое детство», ансамбль «Ритмы гор», театр песни.
Всё это положительно отражается на качестве образовательного процесса в гимназии. Стабильно высоким остаётся
качество обученности учащихся I ступени (1-4 классы)- 85 %; по группе классов II ступени (5-9 классы)- от 63 до 72 %;
учащихся III ступени (10-11 классы)- от 64 до 71 %. Учащиеся гимназии принимают активное участие в городских,
Республиканских, Всероссийских конкурсах сочинений, творческих и исследовательских работ и проектов, олимпиадах, где
добиваются высоких результатов. С исследованиями учеников гимназии знакомы в МГУ, МФТИ им. Н.Баумана, Непецино,
Государственной Думе, Лингвистическом университете, гимназии г.Реутова. Учащиеся гимназии принимают активное

участие в учебных платформах Учи.ру, Инфоурок, Мультиурок и др. В гимназии успешно функционирует Российское
патриотическое движение «Юная армия».
О высоком качестве знаний свидетельствуют золотые медали, которые ежегодно получают выпускники гимназии
(2018-2019 уч. год- 7 медалистов, 2019-2020уч.год- 13 медалистов, 2020-2021 уч.год - претендентами являются 15
медалистов). Практически все выпускники поступают в как в Республиканские, так и ведущие Российские вузы.
Развитие цифровой информационно - образовательной
среды гимназии
Одним из направлений модернизации гимназии является создание условий для повышения информационно –
коммуникативной грамотности как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в гимназии реализуются
образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная
деятельность по данному направлению, работа на образовательном
портале ЯКласс. Активно используются
информационно-коммуникационные технологии в обучении, исследовательских проектах.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в гимназии.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития
гимназии.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся гимназии.
Задачи:
1.Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения,
переработки и использования информации в области цифровой образовательной среды.
2.Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
3.Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс гимназии.
4.Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов гимназии, мультимедийного кабинета.
5.Разработка системы информирования населения о гимназии, ее достижениях и преимуществах.
№
Мероприятия
Ответственный
Сроки реализации
Ожидаемый результат
исполнитель
1. Разработка концепции
Директор,
2020-2022 гг.
Концепция информационного
информационного
зам. директора по ИКТ
обеспечения образовательного

2.

3.

4.

5.

обеспечения
образовательного процесса,
разработка и внедрение
механизмов
информационного
обеспечения процессов
функционирования и
развития гимназии
Повышение информационной Зам. директора по ИКТ
культуры педагогов и
учащихся гимназии в области
цифровой образовательной
среды
Создание условий,
Директор
обеспечивающих
целенаправленную
подготовку педагогов и
учащихся в области
получения, переработки и
использования информации
Ведение школьного
Директор, секретарь
делопроизводства в
электронном виде
Расширение возможностей
Директор, зам. директора по
школьного сайта для полного ИКТ
информирования
населения о деятельности
гимназии

процесса

2020-2025 гг.

2020-2025 гг.

2020-2025 гг.
В течение года

Владение ПК педагогами и
учащимися в соответствии с
ФГОС и современными
требованиями законодательства
и социума
Организация и проведение КПК

Продолжение использования
компьютерной базы учащихся
гимназии
Расширение
информированности
участников ОП с целью
наиболее полной реализации
прав граждан на образование

6.
7.

8.

Ведение электронных
журналов и дневников
Обновление программного и
технического обеспечения
компьютерных классов
Работа на образовательных
платформах ЯКласс,
Учи.ру,Инфоурок,
Мультиурок, Zoom и др.

Администрация, педагоги

2020-2025гг.

Директор, учителя
информатики

постоянно

Зам. директора по ИКТ

постоянно

электронные журналы и
дневники
Программное обеспечение в
соответствии с требованиями
ФГОС и законодательства
Организация и проведение
открытых уроков, мастерклассов, участие в вебинарах,
работа в педагогическом
сообществе (Ассоциация
педагогов РД), в социальной
сети в контакте по
представлению опыта работы в
данном направлении

Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы гимназии.
2. Подготовка учащихся и педагогов гимназии к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав
граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.
НАПРАВЛЕНИЕ: ОБНОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОИ БАЗЫ И РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПPOCTPAHCTBA ГИМНАЗИИ
Цель: создание современной безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и
доступность образования всех видов и уровней; развитие школьной инфраструктуры и открытой информационнообразовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС

ПОДПРОГРАММА
Механизм реализации по
«PECУPCHOE ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
основным
СОВРЕМЕННОГО
направлениям деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПPOCTPAHCTBA»
деятельности
по
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО 1.Организация
формированию безопасной образов
ПPOEKTA «ЦИФРОВАЯ
тельной
среды,
обеспечивающей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» комфортные условия для учащихся,
учителей и родителей.
2.Развитие электронного школьного
документооборота, системы открытого
электронного мониторинга.
3.Модернизация учебно-методической и
информационно-технической
базы
учебных кабинетов в соответствии с
требованиями ФГOC.
4.Разработка
Программы
преобразования школьной медиатеки:
5.Модернизация
программнотехнических
средств,
обновление
компьютерного
парка;
мультимедийного и иного технического
оборудования школьной медиатеки

Индикаторы

Количество компьютеров в расчете на
одного учащегося.
Количество экземпляров учебной и
учебно- методической литературы от
общего количества единиц библиотечного
фонда в расчете на одного учащегося.
Наличие в школе системы электронного
документооборота.
Обеспечение свободного доступа к
электронным образовательным ресурсам.
Численность обучающихся, которые могут
пользоваться Интернетом от общей
численности обучающихся.
Количество проведенных внеклассных
мероприятий на базе медиатеки.
Количество
пользователей школьной
медиатекой.
Количество
программ
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования, направленных на развитие
информационной
культуры,медиаграмотности.
Удовлетворенность родителей и учащихся
мате-

-разработка
программы
внеурочной
деятельности
«Основы цифровой культуры»
5. Изучение
информационных
потребностей всех участников
образовательногопроцессавусло
вияхмодернизации
системы
образования.
Проведение
мониторинга.
6. Обеспечение
доступа
к
информационным
образовательным ресурсам всем
участникам образовательного
процесса.
7. Прохождение
педагогами
школы
курсов
повышения
квалификации
с
целью
повышения компетенций в
сфере цифровых технологий

риально-техническом обеспечением
организации
Доля обучающихся, удовлетворенных
комфортностью цифровой образовательной
среды.
Доля педагогов, прошедших курсы
повышения квалификации в сфере
цифровых технологий.

НАПРАВЛЕНИЕ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕИ
УЧАЩИХСЯ, ВЬЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: развитие системы дополнительного образования с целью обеспечения детей и подростков педагогически
организованной внеурочной занятостью; снижение уровня социальной напряженности в детской и подростковой среде,
обеспечение социально-правовой защиты и комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в
гимназии

ПОДПРОГРАММА
«УСПЕШНОСТЬ
КАЖДОГО РЕБЕНКА
-КРИТЕРИЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАБОТЫШКОЛЫ»

Механизм реализации
поосновным
направлениям деятельности

Индикаторы

РЕАЛИЗАЦИЯ
1.Развитие
системы
ПPOEKTA «УCПEX
консультационно- методического
КАЖДОГО РЕБЕНКА» сопровождения
проектноисследовательской
деятельности
учащихся.
2.Участие в районных и городских
конкурсах, конференциях, учебноисследовательских проектах.
3.Активизация
олимпиадного
движения, подготовка учащихся ко
всем
уровням
Всероссийской
предметной
олимпиады
школьников.
4.Взаимодействие с научными,
образовательными и культурными
учреждениями:
библиотеками,
музеями, центрами творчества и
досуга, домами культуры, детскими
школами
искусств
по
формированию
культурнообразовательной среды.
5.Ведение банка данных по
одаренным детям, разнообразие
форм и методов подготовки
участников конкурсов, олимпиад и
др. мероприятий.
6.Участие
обучающихся
в
открытых онлайн-уроках
«Проектория», участие в проекте
«Билет в будущее», «Большая

Доля обучающихся, включенных в проектную и
исследовательскую деятельность.
Доля обучающихся, являющихся победителями и
призерами конкурсов различной направленности.
Увеличение доли педагогов-руководителей
проектных и исследовательских работ.
Увеличение количества участников конференций и
ученических исследовательских работ.
Доля обучающихся- участников Всероссийской
олимпиады школьников
Доля информационных продуктов, созданных в
процессе проектной и учебно-исследовательской
работы,
соответствующих
высокому
уровню
информационной культуры.
Удовлетворенность учащихся своими достижениями
Удовлетворенности родителей результатами
обучения, воспитания и развития своего ребенка
Доля обучающихся, обладающих средним и высоким
уровнем читательской грамотности (начальная и
старшая школа) по результатам мониторингов.
Доля обучающихся-постоянных читателей школьной
библиотеки от общего количества.
Повышение книговыдачи из фонда школьной
библиотеки.
Увеличение доли педагогов, включенных в
реализацию проекта
Доля обучающихся - участников тематических
мероприятий, направленных на развитие культуры
чтения, повышения читательской грамотности
(конкурсов, конференций и пр.)
Доля обучающихся, принявших участие в онлайн-

перемена»
7.Совершенствование
мер
поддержки талантливой молодежи,
трансляция достижений учащихся.
8.Организация
школьных
конкурсов, предметных недель,
научно-практических конференций
9.Повышение
читательской
и
естественно- научной грамотности
учащихся гимназии
10.Развитие системы внеклассных
мероприятий, направленных на
развитие читательского интереса
учащихся, пропаганду книги
11.Внедрение в образовательный
процесс новых форм пропаганды
книги и развития читательского
интереса
учащихся
с
использованием ИКТ.
12.Взаимодействие с родителями
по
воспитанию
читательской
культуры учащихся
13.Внедрение системы психологопедагогической диагностики по
выявлению
творческого
потенциала учащихся и психологопедагогического
сопровождения
одаренных
и
талантливых
учащихся.

проектах «Проектория», « Билет в Будущее»,
«Большая перемена»
Количество родителей, принимающих участие в
совместных мероприятиях, направленных на
поддержку детского чтения
Количество методических разработок, рекомендаций,
публикаций, созданных педагогами в ходе реализации
проекта
Удовлетворенность родителей результатами работы
школы по решению проблем детского чтения

Ожидаемые
результаты:
• Создание комфортной педагогической среды в гимназии для реализации творческих способностейучащихся.
• Повышение мотивации учащихся к учебной и самообразовательной деятельности,творчеству.
• Повышение уровня информационной культуры учащихся.
• Выявление и педагогическое сопровождение талантливых детей.
• Повышение квалификации педагогов, курирующих исследовательскую деятельностьшкольников.
• Развитиеушкольниковмотивациикчтению,воспитаниюуваженияккнигеивключениечтениявструктуруприоритетн
ыхкультурных потребностей учащихся.
• Развитие навыков эффективного чтения в учебной и самообразовательной деятельности, овладение учащимися
современными технологиями работы с текстом, книгой, повышение уровня читательскойграмотности.
• Системамероприятий,направленныхнапропагандукниги,приобщениеучениковкрегулярномучтениюдетскойлитера
туры;
• Развитие творческих способностей учащихся через участие в тематическихпроектах.
• Система взаимодействие с родителями по воспитанию читательской культуры учащихся, педагогическое просвещение
родителей по проблемам детскогочтения.
• Созданиесистемыпартнерскихотношенийсобразовательными,научными,культурными,общественнымиорганизаци
ями
комплекс школьных дел, конкурсных мероприятий, олимпиад, соревнований, проектной деятельности,
способствующий развитию детского творчества и академическойодаренности.
широкий спектр программ дополнительного образования для одаренных и талантливых детей, созданных на
основе сетевого взаимодействия

•

НАПРАВЛЕНИЕ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОИ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ
ЭФФЕКТИВНОИ СОЦИАЛИЗАЦИИОБУЧАЮЩИХСЯ, УСИЛЕНИЯ РОЛИ ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСRОГО ВОСПИТАНИЯ, ОСВОЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И
НРАВСТВЕННЫХ HOPM
НОДПРОГРАММА
Механизм реализации по основным
«РАСШИРЕНИЕ
направлениям деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПPOCTPAHCTBAГИМНАЗ
Индикаторы

ИИ КАК СРЕДСТВО COЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПPOEKTA «СОЦИАЛЬНАЯ
АКТИВНОСТЬ »

1. Уроки
патриотизма
и Увеличение доли педагогов, включенных
гражданственности.
в реализацию проекта
2. Организация участия школьников в Доля
обучающихся,
принимающих
работе волонтерского движения, участие в проектной и исследовательской
расширение
шефской
помощи работе по истории России, истории и
культуре города, основам правовых
ветеранам ВОВ.
знаний.
3. Планирование системы мероприятий Доля педагогических работников ОУ,
по патриотическому воспитанию.
реализующих
авторские программы
4. Организация
внеклассной дополнительного образования детей по
деятельности учащихся по историко- данному направлению,
к
общему
краеведческому,
литературно- количеству педагогических работников
ОУ.
краеведческому направлениям.
Доля принявших участие в Интернет5. Организация
проектной
и олимпиадах.
исследовательской деятельности по Наличие программ и проектов по
истории России, истории и культуре использованию
в
воспитательном
культурного
потенциала
города
Махачкалы,
Республики процессе
региона.
Дагестан основам правовых знаний.
6. Организация
исследовательской Наличие социальных проектов в рамках
работы по истории
гимназии. сетевого взаимодействия с социальными
Проведение
благотворительных партнерами
акций
(по
совершенствованию
Количество методических разработок,
экологической обстановки в
микрорайоне, помощи ветеранам и сценариев, рекомендаций, публикаций,
т.п.)
созданных педагогами в ходе реализации

•
•
•
•
•

7.Участие в социальных проектах в программы по проектам.
рамках сетевого взаимодействия с Доля обучающихся, вовлеченных в
работу
органов
ученического
социальными партнерами.
8. Участие
в
международных, самоуправления, от общего числа
обучающихся (процент).
российских,
региональных,
Доля
родителей,
вовлеченных
в
муниципальных, районных проектах. управление учебно- воспитательным
9. Профориентационные встречи и процессом и социально значимую
мастер-классы
с
интересными деятельность, от общего числа родителей
(процент). Доля обучающихся, у которых
родителями, выпускниками.
способность
к
10. Разработка и реализация различных сформирована
форм
ранней
профориентации осознанному выбору профессии, от общей численности обучающихся 9-11
учащихся на уровне начального, классов (процент).
среднего и общего образования.
Доля
родителей,
удовлетворенных
11.Система
информационной
и качеством
услуг
дополнительного
методической поддержки воспитательной
образования (процент).
работы по направлениям.
Доля несовершеннолетних, состоящих на
учете в КДН и ПДН.
Ожидаемые результаты:
вовлечение детей и молодежи в позитивную социальную деятельность, рост числа патриотически настроенных
молодых граждан;
приобщение наибольшего количества обучающихся к здоровому образу жизни;
повышение социальной активности обучающихся;
увеличение числа толерантно- настроенных молодых граждан, недопущение конфликтов, возникающих на
фоне расовой и религиозной нетерпимости;
доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их
индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей;

обеспечение укрепления партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами
воспитания и социалиазации несовершеннолетних, утверждение в детской среде позитивных моделей поведения
как нормы, развитие эмпатии;
• повышение эффективности региональной системы профессиональной ориентации учащихся старших классов
общеобразовательных
организаций
•

• повышениеобщественногопрестижасемьи,отцовстваиматеринства,сохранениеивозрождениетрадиционныхсемейн
•
•

•
•
•
•
•
•

ыхценностей, укрепление традиций семейноговоспитания;
совершенствование государственно-общественного управления воспитанием и укрепление социального партнерства
общеобразовательных организаций с общественнымиинститутами;
развитиесоциальнойактивностиигражданскойответственностинесовершеннолетнихпосредствомпрофилактикиот
клоненийв поведении несовершеннолетних, включения их в разнообразные социально востребованные сферы
деятельности и актуальные проекты;
модернизация содержания программ дополнительногообразования;
созданиеусловийдляразвитиягражданскойактивности,накопленияучащимисяопытареальныхсоциальнозначимыхд
ел;
повышение уровня правовой культурыучащихся;
формирование социальной и коммуникативной компетентностишкольников
воспитание уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности передобществом;
удовлетворённость учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностьюшколы.

НАПРАВЛЕНИЕ: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕИ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Цель: обеспечение гарантий участников образовательного процесса на развитие и укрепление физического
эмоционального здоровья, организация и обеспечение отдыха детей
ПОДПРОГРАММА
Индикаторы
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩА Механизм реализации по
основным направлениям
Я СРЕДА
деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ»
1. Организация
работы Доля обеспечения обучающихся сбалансированным
попроведению
горячим питанием, в том числе бесплатным питанием
мониторингакомплексного
обучающихся из малообеспеченных семей и семей,
исследования
здоровья находящихся в социально- опасном положении.
школьников.
Доля привлеченных школьников к систематическим
2. Организациягорячегопитани занятиям физической культурой и спортом.
я.
Доля обучающихся, прошедших комплексное
3. Оснащение медицинского
кабинетавсоответствиистреб обследование здоровья
ованиями санитарных норм Доля обучающихся, сдавших нормы ГТО на уровне
начального общего образования.
и правил
4. Охват
обучающихся Доля обучающихся, сдавших нормы ГТО на уровне
основного общего образования.
физкультурноспортивнойработойвшколе. Доля обучающихся, сдавших нормы ГТО на уровне
5. Работа
по
организации среднего общего образования.
обучающихся,
которые
участвуют
в
профилактики наркомании Доля
мероприятиях,
связанных
с
физической
культурой,
вОО.
6. Использование спортивных спортом и пропагандой здорового образа жизни.
сооружений школы для
привлечения обучающихся к
систематическим занятиям
7. Проведение соревнований,
Дней здоровья, спортивно-

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

массовых мероприятий.
Ожидаемые результаты:
Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
Рост личностных и спортивных достижений.
Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения через совместную
деятельность
медицинскихработниковипедагоговпопредупреждениюзаболеванийдетейиподростков,сохранениюисвоевременн
ойкоррекции здоровья школьников для достижения оптимальных результатов в учебной деятельности
каждогошкольника.
Организациясистематическогоконтролязасостояниемздоровьяучащихсяиучителейнаосновеорганизациипрофилакт
ическихосмотров
Снижение заболеваемости всех участников образовательногопроцесса.
Созданиекомпьютерногобанкаданныхосостоянииздоровьякаждогоучащегосянавсехступеняхобразования,которы
йбудет пользоваться для совершенствования модели психолого-педагогического сопровожденияучащихся.
Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и егосохранения.
Повышениекачестваобучениязасчетуменьшениянегативноговоздействияпроцессаобученияивоспитаниянапсихоф
изиологический статус детей иподростков.
Организация системы внеурочной деятельности по формированию3ОЖ.
Рост комфортности субъектов образовательного процесса.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ НА 2020-2025 ГОДЫ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса гимназии соответствует требованиям федерального
законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного
процесса.
2. Оснащение кабинетов соответствует требованиям ФГОС ООО.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети гимназии и Интернет-ресурсам.

4.100% педагогов и руководителей гимназии пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку
по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и цифровым
образовательным технологиям.
5. Не менее 85% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям.
6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на
семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», «Самый
классный классный», «Лучший учитель родного языка», «Лучший учитель здоровья», в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
7. Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения на всех ступенях обучения.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую
аттестацию.
10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом.
12. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность в рамках программы «Шаг в
будущее», «Шаг в будущее.Юниор», научно-практических конференций «Творчество юных», «Науки юношей питают…»,
«Первоцвет», «Первые шаги в науку» и др.
13. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального,
творческого, физического развития).
14. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой
(через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
7. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет Педагогический совет гимназии.
3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы гимназии.
4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения
изменений в программу решает Педагогический совет гимназии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса гимназии
соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и
других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию
образовательного процесса.
2. Оснащение кабинетов соответствует требованиям ФГОС ООО.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети гимназии
и Интернет-ресурсам.
4.100% педагогов и руководителей гимназии пройдут повышение
квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному
содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней
образования) и цифровым образовательным технологиям.
5. Не менее 85% педагогов работают по инновационным образовательным
технологиям.
6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на
профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических
конференциях, конкурсах профессионального мастерства «Учитель года»,
«Самый классный классный», «Лучший учитель родного языка», «Лучший
учитель здоровья», в методических, психолого-педагогических изданиях, в
том числе электронных и т.д.).
7. Реализация федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения на всех ступенях обучения.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы
и проходят государственную итоговую аттестацию.
10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям
внеурочной деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий
физкультурой и спортом.
12. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и
проектную деятельность в рамках программы «Шаг в будущее», «Шаг в
будущее.Юниор», научно-практических конференций «Творчество юных»,
«Науки юношей питают…», «Первоцвет», «Первые шаги в науку» и др.
13. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по
различным направлениям интеллектуального, творческого, физического
развития).
14. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в
различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в
решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
7. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие
группы, ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет
Педагогический совет гимназии.

3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой
годового плана работы гимназии.
4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о
завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу
решает Педагогический совет гимназии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(8722)62-49-53

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».